МБОУ СОШ № 12 города Белово 

                                                                                               ГРАЖДАНСКОЕ И

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  

                                                                                                                              ВОСПИТАНИЕ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Детско-юношеский спортивный туризм как форма патриотического воспитания подрастающего поколения

 

  

     В современных условиях усиливающегося противостояния России и Запада и ведения Западом информационной войны против России детско-юношеский спортивный туризм может быть эффективной формой патриотического воспитания подрастающего поколения.

     Профиль моей работы – детско-юношеский спортивный туризм. Спортивный туризм – это прохождение маршрутов  в горах определенной категории сложности за определенное время с полной автономией(I-II категория сложности это - 130-220км, 10-12 дней), зимой и летом.

     Я сейчас не буду останавливаться на практической пользе занятий спортивным туризмом, а это  физическая подготовка (выше среднего уровня), практические знания и навыки по выживанию в горно-таежной местности, оказанию первой доврачебной помощи и т.д.

      Хочу коснуться психологического и воспитательного аспекта занятий спортивным туризмом, и рассмотреть, как это связано с патриотическим воспитанием.

     Начиная работать в школе, я не ставил перед собой целей патриотического воспитания, но логика моей работы и логика жизни привели меня к этому.

     Спортивный туризм – это экстремальный вид спорта, связанный с физическими и психологическими перегрузками. И для достижения спортивного результата(а в экстренных случаях и для физического выживания) жизненно необходимы такие качества, как  взаимовыручка(сам погибай, а товарища выручай), коллективизм(интересы группы выше личных), терпимость к чужим недостаткам, уважительное отношение друг к другу.

     Находясь в ситуации спортивного похода, дети постепенно начинают приходить к пониманию правильности этих понятий. Сама жизненная ситуация заставляет их приходить к этому.

Общее благополучие группы и лично каждого напрямую зависит от действий каждого участника группы, и дети непосредственно на себе чувствуют, как отражается на них действие отдельных членов группы.

Например, ходовой день, идти тяжело, у каждого рюкзак, все несут груз. И допустим кто-то постоянно отстает, тормозит всю группу – значит, надо кому-то его разгрузить, взяв часть груза на себя.

     Конец дня, все устали, всем нужен отдых, все хотят есть, если холодная погода, то и согреться. Чтобы это было, нужен костер, т.е. дрова, нужно приготовить ужин, поставить палатки, дел много. И если кто-то “сачкует”, то тепло, ужин, отдых будет не так скоро, как хотелось бы. И все члены группы это видят и чувствуют на “собственной шкуре”.

 

      Примеров можно приводить ещё очень много, но это всё примеры режима когда всё идёт по плану. Что же касается режима ЧС (всё-таки горы, тайга), то детям, находясь в реальности спортивного похода, не сложно представить, скольких бед и несчастий удаётся избежать благодаря нормальным взаимоотношениям в группе.

     Но ведь кроме потребностей тела есть и потребности  души. Если человек чувствует плечо товарища, помощь и поддержку, то общий эмоциональный фон очень положителен, несмотря на всевозможные тяготы и невзгоды. И дети получают действительно удовольствие от похода. С учётом красот дикой природы положительные эмоции просто зашкаливают.

     Многие вещи, которые иногда очень трудно объяснить детям в режиме нашей обыденной жизни, в спортивном походе становятся наглядны, доступны и понятны.

     В таких условиях сказанное слово ложится на

 благоприятную почву и дает добрые всходы, дети начинают не только слушать, но и слышать.

     В результате у детей вырабатывается ответственность за свои действия, закрепляется  правильная шкала ценностей. Дети начинают видеть и понимать, что любовь к ближнему – это основа общего благополучия, а личное благополучие напрямую зависит от общего.

     Патриотизм – это любовь к Родине, это желание добра и процветания всем людям своей страны, это стремление сделать все от себя зависящее для общего блага, это понимание того, что общее благо выше личного.

      Конечно, существует и много других аспектов патриотизма, но без этого все остальное -это лицемерие и бутафория. Спортивный туризм позволяет развить в детях именно эту главную суть патриотизма.

      После поражения России в холодной войне запад очень энергично навязывал чуждые нам либеральные, так называемые “Европейские ценности”, основа которых - эгоизм как основа устройства общества, приоритет материальных ценностей над духовными, свобода от совести и сопутствующие всему этому “непотребства”.

     Патриотизм и “Европейские ценности” - понятия несовместимые.

И это навязывание продолжается и по сей день. Под маской свободы, демократии, толерантности используя современные техники воздействия на сознание и подсознание человека(НЛП, “окна овертона” и т.д. - в основном, через интернет, телевидение), против России ведётся полномасштабная информационная война, на это выделяются колоссальные ресурсы : США выделили 30 миллиардов долларов на «демократические преобразования в России».

     В связи с этим значение патриотического воспитания в современных условиях возрастает многократно. Вопрос «А если завтра война?» понемногу перестает быть риторическим. От уровня патриотического воспитания подрастающего поколения в будущем будет зависеть судьба нашей Родины, а возможно и само существование.

     В этом плане, считаю, спортивный туризм является одной из наиболее эффективных форм патриотического воспитания. Наглядность, доступность, высокая эффективность являются сильными сторонами этой формы. А также возможность совместить физическое и патриотическое воспитание, плюс получение полезных навыков, которые очень пригодятся мальчикам при прохождении службы в Российской армии. Недостаток – отсутствие массовости.

Поэтому считаю, что государство должно уделить больше внимания развитию спортивного туризма в виде спортивных клубов при общеобразовательных школах, так как находясь при школе клуб может охватить наибольшее количество учащихся.

     Но по-настоящему эффективность работы будет возможна только при включении спортивного туризма в школьную программу, возможно в виде расширенного курса ОБЖ.

     P.S. За 16 лет работы клуба все мальчики, прошедшие обучение в клубе, с желанием и пониманием шли служить в Российскую армию по призыву, некоторые оставались служить по контракту. Вопрос “Служить или откосить?” не стоял в принципе.

Дата последнего обновления страницы 20.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»